Новый музей фарфора в Ярославле. Реакция на критику
2287351
37

Ширина ленты:

Один из самых известных исторических домов Ярославля, который мелькает во множестве фильмов, наконец-то отреставрирован. Он был закрыт для посетителей на долгие годы. Теперь вы можете оказаться внутри за 300 рублей. Но каковы результаты усилий, направленных на восстановление места? Уж очень много в сети хвалебных отзывов, то ли искренних, то ли «по дружбе». Читайте мой отзыв, а также комментарии руководства.

Disclamer: в каждом посещенном мною музее я стараюсь найти хорошее. Я не являюсь профессиональным музеологом (образование у меня культурологическое) и никогда не претендовал на роль музейного критика. Это важно подчеркнуть ввиду полученных комментариев. Также извиняюсь за качество фотографий. Все было снято на телефон.

Новый музей фарфора в Ярославле. Реакция на критику
Новый музей фарфора в Ярославле. Реакция на критику

Итак, дом Общества Врачей открыл свои, но совершенно странным образом, так как в его стенах ни что иное, как образчик безвкусия и китча. Теперь это музей фарфора «имени меня» с частным собранием г-на Орлова.

Новый музей фарфора в Ярославле. Реакция на критику
Новый музей фарфора в Ярославле. Реакция на критику

✅ Из интересного.

— Пройдя в музей, я с любопытством рассмотрел западный фасад здания. Ура! Можно увидеть архитектуру 17 века. Её не скрыли под слоем штукатурки, но оградили от внешней среды стеклянным залом.

— Гуляя по комнатам, я не увидел смотрителей. Мне хотелось запомнить планировку, откинуть шторы и взглянуть на Волгу с нового ракурса. Этому никто не препятствовал. В полах также есть проемы, через стекло которых можно увидеть свод. Однако сильной необходимости в этом я не усмотрел.

— В составе экспозиции есть несколько любопытных образцов посуды эпохи СССР, а также редкие осколки изразцов, найденных на месте реставрационных работ здания (почему так мало?).

Новый музей фарфора в Ярославле. Реакция на критику
Новый музей фарфора в Ярославле. Реакция на критику
Новый музей фарфора в Ярославле. Реакция на критику
Новый музей фарфора в Ярославле. Реакция на критику
Новый музей фарфора в Ярославле. Реакция на критику
Новый музей фарфора в Ярославле. Реакция на критику

Итак, мы переходим к фарфору, который должен меня не только вдохновить, но и поразить в самое сердце. Об этом пишут как авторы, так и посетители в книге отзывов.

Однако на стеллажах — огромное количество жутко подновлённых предметов. Они выстраиваются хаотично, как в дешевом сувенирном магазине. Описания для них составлялись ночью на коленке, для всех сразу, с феноменальной датировкой. Например: Спичечница «Лев», 1850-е — 1960-е.

Встретились нам и абсолютно две одинаковых фарфоровых избушки, расположенных в противоположных углах зала. При этом заводы и датировки, судя по описанию, разные.

В итоге, 90% музейного собрания можно считать отпрыском массового, низкокачественного и даже не во всех случаях клейменого фарфорового производства, лучшее место для которого — старые антресоли.

Новый музей фарфора в Ярославле. Реакция на критику
Новый музей фарфора в Ярославле. Реакция на критику
Новый музей фарфора в Ярославле. Реакция на критику
Новый музей фарфора в Ярославле. Реакция на критику
Новый музей фарфора в Ярославле. Реакция на критику
Новый музей фарфора в Ярославле. Реакция на критику
Новый музей фарфора в Ярославле. Реакция на критику
Новый музей фарфора в Ярославле. Реакция на критику
Новый музей фарфора в Ярославле. Реакция на критику
Новый музей фарфора в Ярославле. Реакция на критику

☠️ Бонусом (в виде списка):

— Заламинированные описания стопочкой в углу;

— Частичное отсутствие атрибуции предметов: догадайся чье это и зачем здесь находится;

— Отсутствие вкуса у дизайнера/проектировщика (могу ошибаться в названии профессии), утвердившего цвет некоторых стен, мебель, лестничные перила, плитку и т. д.;

— Отсутствие концепции. Повторюсь, вся экспозиция — большой и дешевый сувенирный магазин;

— Нелогичное расположение кассы и магазина на втором этаже, при открытом (для купивших билет) зале на первом;

— Музей предназначен только для русскоязычных туристов;

— Входная плата в размере 300 рублей. Друзья, 300 рублей берут за посещение Эрмитажа и Главного Штаба вместе взятых. Конечно, там и поток колоссальный, но для фарфорового магазина 300 рублей — много. Лучше еще раз сходить в соседний Художественный.

Спасибо, что кураторы прочли мой пост. Их ответы были таковы.

Орлова Анна, директор музея:

«Спасибо за грамотный комментарий специалиста во всех областях — архитектуре, фарфоре, реставрации федеральных памятников, количестве изразцов, концепциях построения музейных экспозиций, расположения касс и гардеробов, а так же умеющего себя адекватно вести в музейном пространстве.»

Ирина Плишина:

«Я передам твои претензии музейщикам, так как сейчас работаю с ними. Хотя, конечно, вряд ли они заслуживают такого разгрома, или порции яда, ну или щелчков по носу, не знаю, как точнее определить. Мне кажется, ты все же несколько неверно оцениваешь музейный жанр, подходя к нему с мерками большого госмузея со столетними коллекциями, большим штатом и научной работой.

Поставить себя образчиком высокого вкуса всегда есть соблазн. Не стоит ему поддаваться. Вещи, конечно, отражают весьма специфичную культуру, чуждую многим, но у нее есть свое место в истории искусства. Клеймить же музей частной коллекции за то, что коллекционер «не то» коллекционировал — несколько высокомерно и, прости, нелепо.

Коллекция, тем не менее, профессионалами ценится высоко, особенно в части продукции Гарднера и Кузнецова. Серьезные музейщики — такие, как Е. А. Анкудинова или Т. В. Кравчук — не чурались заниматься сначала коллекцией, а потом музеем. Это к вопросу о безвкусице и китче, которым, типа, нечего и заниматься. К вопросу об отсутствии в экспозиции логики, это не так — коллекция более-менее изучена и экспонируется по производителям. Другой вопрос, что ты этого не считал, и что это можно исправить. С этикетажем и вправду все еще проблема. Музей открылся месяц назад, издержки новизны.

Далее к вопросу показа: желанием коллекционера было показывать всю коллекцию, и такой принцип экспонирования вполне уместен в частных собраниях, но в финальной версии экспозиции есть и отбор предметов, и систематизация. Не говоря уже о том, что, естественно, коллекции не всеобъемлющи и иногда больше говорят о коллекционере, чем о чём-либо еще. Что касается повторов — их экспонирование имеет смысл, поскольку экспонируются предметы массового производства, а главное — есть еще такая история, как «фарфоровый театр»: фактически, ретроспективный приницип экспозиции, существовавший во времена бытования вещей. Да, он не научен, он театрален, но экспозиции по-разному можно строить. Я при возможности порасспрошу Татьяну Витольдовну об экспозиции, возможно, что-то еще смогу добавить, я еще недостаточно в теме.

Далее. Орлов уже умер, к вопросу о скромности или нескромности. То, что ты не знаешь, кто это, не отменяет того факта, что этот человек на собственные деньги выкупает разрушающийся памятник федерального масштаба, и 4,5 года ЦЕЛИКОМ НА ЧАСТНЫЕ ДЕНЬГИ идет его реставрация. При постоянных проверках и согласованиях Минкульта (памятник федеральный). Возможно, не все эстетические решения были правильными, но результат таков, каков есть. Оснащен музей очень серьезно — в плане доступной среды для инвалидов, современного оборудования, витрин, систем охраны, в целом заботы о посетителе.

Возвращаясь к покойному Орлову, человеком он был скромным достаточно, чтобы ты не знал его имени, при всем масштабе этой фигуры. Он, например, был основным меценатом при восстановлении Казанского монастыря. И вообще личность незаурядная. Поэтому потомки после его смерти, естественно, захотели увековечить память о нем, возможно, несколько неловко на твой взгляд, но со всем почтением.

Что касается измерения билетов Эрмитажем — должен ли музей, в сто раз меньше Эрмитажа, иметь входную плату в сто раз меньшую? Три рубля, отличная экономика. Это частная история, государственных денег там ноль рублей, ноль копеек. Люди с 2014-го года вкладывались в это здание, вкладываются в него и сейчас, и планируют дальше содержать; отбить и оправдать эти средства музей не сможет никогда, при каком угодно билете. Выставлять все так, что на тебе нажились жадные хапуги, очень несправедливо.

Короче, можно представить, что ты белыми перчатками отхлестал по морде неких зарвавшихся неграмотных безвкусных хапуг. А на самом деле ты на конюшне высекаешь людей, искренне делающих свое частное достояние общественным. Ряд претензий обоснован, а вот пренебрежение нельзя ничем обосновать. <…> Ты как раз сверху вниз судишь, а не как посетитель. Типа, щас ты тут всем покажешь, какие должны быть музеи. увлекшись, ты в сущности благое дело выставляешь в очень гадком свете. <…> Соглашусь и про этикетки, и про дальнейшую работу над экспозицией, и много еще чего впереди, музею месяц. просто самое явление тебе не интересно, это понятно, что вещи «девочковые», я и сама никогда вещами такого рода не увлекалась и не понимала. но это не значит, что надо сразу с водой ребенка выплескивать.

На самом деле получать отклик необходимо, и Слава говорит многие правильные вещи. То, что он недополучил информацию, важно узнать и исправить. Главное — отделить орг. претензии от личных вкусов — ну не нравится человеку фарфор, что ж тут теперь голову пеплом посыпать. Так что мнение доведено до создателей музея, то, что можно подправить, обязательно будет улучшено."


Я благодарю причастных к музею за подробные комментарии. Каким бы они не были. Ну, а принимать решение о посещении музея — за вами. Адрес музея: г. Ярославль, Волжская набережная, 15.

Всем дочитавшим до конца — спасибо! Хороших путешествий!


Обсуждение фотографии
Антон Григорян
ну, вот, как говорится, глас народа властями был, кажется, услышан и музей открылся, хотя и не один год в ожидании прошёл..
17 января 2019 в 21:52

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
в целом мне музей нравится. и полы, и стены, и потолок, как видим, выглядят очень и очень неплохо. хорошо получилось.
17 января 2019 в 22:38

Григорий Александров
Мишка, видно, да, что много денег в ремонт вложено. надеюсь, что без брака всё сделали, чтоб переделывать через год не пришлось.
18 января 2019 в 11:44

Slava Ivanov
Мишка, Ничего не отваливается, и на том спасибо.
19 января 2019 в 23:45

Александр Петрушин
Slava, это уже огромный плюс. а то, мы знаем, как иногда строители спустя рукава приклеивают плитки и красят потолки..
20 января 2019 в 13:02

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
и лифт-то какой для инвалидов установили внутри здания.. даже интересно, как такое строителям удалось внутрь здания затащить..
17 января 2019 в 22:56
1

Григорий Александров
Мишка, может быть большие части этого лифта через окна затащили, пока они не были застеклены.
18 января 2019 в 12:01

Slava Ivanov
Григорий , Пристройка из стекла и металла слева - нашего времени, возведенная во время рреставрационных работа музея. Лифт был заложен в план.
19 января 2019 в 23:45

Григорий Александров
Slava, вот, просто замечательно, что и об инвалидах подумали, которым без лифта по лестницам вообще не подняться.
19 января 2019 в 23:51
1

Александр Петрушин
Slava, ощущение, что лифт сломан - платформа стоит между этажами.. хотя, может так и было задумано, чтоб на одинаковом расстоянии между площадками, чтоб при вызове на любой этаж было одинаково по времени ждать.
20 января 2019 в 13:07

Обсуждение фотографии
Григорий Александров
заслуженные и дипломы, и грамоты, и похвальные письма, кажется, выставлены. как говорится, по труду и награда.
18 января 2019 в 12:14
3

Алексей Максимов
Григорий , и патенты на изобретения тоже в тему - изобретатели и рационализаторы всегда были в чести на Руси.
20 января 2019 в 13:58
2

Мишка Квакин
Алексей, только очень часто, реально, не успевали запатентовать. на этом и Попов, и братья Черепановы, и даже Яблочков.. ничего не попишешь, как говорится, надо быстрее патентовать, пока американцы и прочие итальянцы не успели на себя все зарегистрировать.
24 января 2019 в 22:10
1

Александр Петрушин
Григорий , и медали тоже, и грамоты, и патенты - все экспонаты музея просто замечательные.. В.Орлов был молодец.
09 февраля 2019 в 20:46

Обсуждение фотографии
Александр Петрушин
многие из нас тянулись к прекрасному. но не все смогли любовь к коллекционированию пронести через всю жизнь..
18 января 2019 в 12:31

Григорий Александров
Александр, кстати, валяющийся пастушок забавный. хотя, пастухи деревенские обычно с босыми ногами пасли скот, но по весне ранней и осенью, наверняка, и обувь приходилось носить.
22 января 2019 в 09:20

Максим Лукьянов
Григорий , а может это вообще Сергей Есенин в деревне за сочинением стихов на лугу.. одежда, видим, реально, дорогая: косоворотка, штаны, сапоги, шляпа.. и причёска есенинская.
22 января 2019 в 16:12

Обсуждение фотографии
Василий Краморов
на самом деле, всякие фарфоровые изделия изготовленные по ГОСТу с соблюдением всех технологий из-за уникальности всё равно достойны находиться в коллекции. хотя бы для обмена с другими коллекционерами фарфоровых изделий. может в разном соотношении, не одну на одну статуэтку.
18 января 2019 в 16:29

Мишка Квакин
Василий, ГОСТ всегда был важен. и разработаны они были после серьёзных исследований. поэтому следовать им надо всегда.
23 января 2019 в 10:53

Григорий Александров
ну, старые антресоли для фарфора - не совсем подходящее место. всё же само производство сложное и дорогое..
21 января 2019 в 18:53

Антон Григорян
а интересно было бы экспонаты осмотреть. хотя и не все были авторскими работами, но люди старались, лепили, обжигали, раскрашивали..
21 января 2019 в 23:25
1

Алексей Максимов
Антон, а много в России и в СССР фарфоровых заводов (фабрик) было построено и работало. наверняка и авторские вещи делали, и ширпотреб для почтеннейшей публики на конвейере..
22 января 2019 в 08:16
1

Антон Григорян
Алексей, к сожалению, в современной капиталистической России фарфоровое производство практически умерло. понятно же, что Китай, например, делает гораздо больше всякого фарфорового на любой вкус, цвет и кошелёк..
22 января 2019 в 11:56
2

Василий Краморов
Антон, ничего личного же, это просто бизнес, как говорил в таком случае Аль Капоне.. будем пользоваться китайским фарфором, благо, китайцы фарфор и изобрели.
22 января 2019 в 18:08

Александр Петрушин
Антон, осталось только силами подвижников-коллекционеров собирать в музеях и частных коллекциях образцы старого российского и советского фарфора и показывать красоту людям.
23 января 2019 в 00:17
1

Мишка Квакин
Александр, вообще, коллекционирование - очень увлекательное занятие. тем более, что нынче можно по всему миру искать экспонаты через интернет. правда, теперь всё это дороже обходится - люди в сети находят больше покупателей на свои вещи.
23 января 2019 в 10:59
1

Антон Григорян
Мишка, как показал пример мирового коллекционирования, собирать можно вообще всё: от спичечных этикеток до самолётов и яхт включительно. от финансовых возможностей лишь зависит.
23 января 2019 в 13:35
1

Григорий Александров
Антон, тут, главное, с хорошим и честным дилером дело иметь, чтоб не получилось, как с Рыболовлевым: когда его при покупке картин нагрели на миллиард евро..
23 января 2019 в 14:35

Максим Лукьянов
Григорий , да, гражданина Рыболовлева неплохо ободрали французские продавцы картин.. ну, как говорится, в таком бизнесе доверять никому нельзя. впрочем, Рыболовлев не сильно и обеднел, хотя и обидно, я понимаю.
23 января 2019 в 15:52

Обсуждение фотографии
Максим Лукьянов
шикарные какие игрушки представлены в витринах.. понятно, что не каждый может себе позволить играть такими дорогими предметами искусства.
18 января 2019 в 17:58

Мишка Квакин
ощущение, что все эти игрушки сделаны с душой, но да, играть с ними, наверняка, дороговастенько.. опять же, если сломается, то жаба задушит.
18 января 2019 в 22:07

Александр Петрушин
Мишка, у богатых, реально богатых людей, как мне кажется, и дети могут себе позволить играть с эксклюзивными игрушками, а не только их коллекционировать.
19 января 2019 в 14:38

Анна Велховец
Современные дети вряд ли в такое будут играть, даже если им разрешат такое...
26 января 2024 в 20:34

Обсуждение фотографии
Антон Григорян
серьёзная коллекция карманных часов. наверняка очень дорого стоят такие образцы.
18 января 2019 в 19:02
3

Григорий Александров
Антон, да, серьёзные какие экземпляры. наверняка пришлось побороться за них с другими желающими их купить. если это был аукцион.
19 января 2019 в 23:15
2

Максим Лукьянов
Григорий , в прошлые века такие часики стоили целое состояние и иногда переходили от отца к сыну. это нынче часы и прочее есть в каждом телефоне и тем более в смартфоне.. а раньше всё было не так.
21 января 2019 в 17:05
1

Василий Краморов
Максим, именно поэтому нынче часы из утилитарного предмета гардероба стали тем, чем и должны быть - чудом механики, облечённую в красоту золотых или серебряных корпусов..
23 января 2019 в 17:28

Михаил Квакин
Статусные вещи.. Дорогие и очень красивые часы. В прошлые века такие вещи были по карману не только лишь всем.
27 января 2024 в 23:03

Обсуждение фотографии
Алексей Максимов
да, триста рублей действительно как-то многовато для трудящихся.. наверняка, сто рублей было бы более справедливо.
19 января 2019 в 15:16
2

Мишка Квакин
Алексей, тем более, как пишет автор, там особо и смотреть-то нечего, явно же не Эрмитаж или музей ракетных войск и артиллерии в Санкт-Петербурге..
19 января 2019 в 16:16
1

Василий Краморов
Мишка, а может им, как в том анекдоте, "очень деньги нужны"?! вот и назначили такую цену за входной билет.. понятно, для провинции вообще нереальную. может быть, на иностранных туристов рассчитано..
19 января 2019 в 17:56

Slava Ivanov
Василий, Музей не расчитан на англоязычных туристов, хоть и расположен в самом лакомом месте города. Кроме некторых указателей, на английский язык не переведено ничего.
19 января 2019 в 23:48

Александр Петрушин
Slava, может там и не бывает англичан, кто знает.. или экскурсоводы всё могут иностранцам рассказывать про экспонаты.
20 января 2019 в 13:03

Алексей Максимов
Александр, может быть, учтут критику и напишут таблички и на английском языке. или КЮЭР-код используют, чтоб навёл иностранец на табличку возле экспоната, а ему всю информацию на экран.. лепота.
20 января 2019 в 14:05

Григорий Александров
Вот и лебедям грустно стало, вон как головы свесили...
30 декабря 2023 в 13:48

Анна Велховец
Лебеди извиняются за высокие цены, но от этого легче не становится!
26 января 2024 в 21:32

Дарья Хуснуллина
Ну, если уж совсем нечем заняться и все другие музеи и галереи осмотрены, то можно тогда и музей фарфора посетить.
27 января 2024 в 20:00

Максим Лукьянов
а жаль, что Ярославль далеко. в целом-то, можно было сходить и посмотреть лично на экспонаты.. не зря же люди старались, стараются и будут стараться сберечь красоту..
19 января 2019 в 21:57

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
мне кажется, что вполне себе нормально отремонтировали здание. хотя, может и правда, многовато на это времени ушло..
20 января 2019 в 15:18
3

Григорий Александров
Мишка, перила-то хороши.. вроде бы простенькие, а смотрятся замечательно.
20 января 2019 в 19:45
2

Антон Григорян
Мишка, да, как сказал автор, слава богу, что пока ничто не отваливает, прибито, приклеено, приварено крепко. и в целом очень и очень неплохо смотрится.
20 января 2019 в 21:13
1

Максим Лукьянов
Мишка, и тарелочки, как мы видим, фарфоровые на стеночке висят очень красиво разрисованные. там внизу, над диванчиком.. и здоровенные такие.. мечта.
20 января 2019 в 22:49

Мишка Квакин
Максим, как говорится в тос анекдоте, вот бы с такой тарелочки да медку хлебнуть!
21 января 2019 в 13:38

Александр Петрушин
Максим, ничего не скажешь, тарелки отличные повешены по стенам.. красота фарфоровая же..
21 января 2019 в 15:13

Обсуждение фотографии
Григорий Александров
ничего не попишешь, осталась часть иллюстраций.. и только большой знаток литературы смог бы определить произведение.. но, как говорится, воображение помогло бы любому из нас додумать историю, изображённую на вилках и ножах.
21 января 2019 в 18:46
1

Василий Краморов
Григорий , так и не узнаем никогда, про какое произведение думал художник, рисуя картины на ножах и вилочках..
21 января 2019 в 22:01

Заходи к нам через соцсеть
и получай больше информации,
лайфхаков и общения!