7/6 Дней/Ночей | 3 Участники |
Один из самых известных исторических домов Ярославля, который мелькает во множестве фильмов, наконец-то отреставрирован. Он был закрыт для посетителей на долгие годы. Теперь вы можете оказаться внутри за 300 рублей. Но каковы результаты усилий, направленных на восстановление места? Уж очень много в сети хвалебных отзывов, то ли искренних, то ли «по дружбе». Читайте мой отзыв, а также комментарии руководства.
Disclamer: в каждом посещенном мною музее я стараюсь найти хорошее. Я не являюсь профессиональным музеологом (образование у меня культурологическое) и никогда не претендовал на роль музейного критика. Это важно подчеркнуть ввиду полученных комментариев. Также извиняюсь за качество фотографий. Все было снято на телефон.
Итак, дом Общества Врачей открыл свои, но совершенно странным образом, так как в его стенах ни что иное, как образчик безвкусия и китча. Теперь это музей фарфора «имени меня» с частным собранием г-на Орлова.
✅ Из интересного.
— Пройдя в музей, я с любопытством рассмотрел западный фасад здания. Ура! Можно увидеть архитектуру 17 века. Её не скрыли под слоем штукатурки, но оградили от внешней среды стеклянным залом.
— Гуляя по комнатам, я не увидел смотрителей. Мне хотелось запомнить планировку, откинуть шторы и взглянуть на Волгу с нового ракурса. Этому никто не препятствовал. В полах также есть проемы, через стекло которых можно увидеть свод. Однако сильной необходимости в этом я не усмотрел.
— В составе экспозиции есть несколько любопытных образцов посуды эпохи СССР, а также редкие осколки изразцов, найденных на месте реставрационных работ здания (почему так мало?).
Итак, мы переходим к фарфору, который должен меня не только вдохновить, но и поразить в самое сердце. Об этом пишут как авторы, так и посетители в книге отзывов.
Однако на стеллажах — огромное количество жутко подновлённых предметов. Они выстраиваются хаотично, как в дешевом сувенирном магазине. Описания для них составлялись ночью на коленке, для всех сразу, с феноменальной датировкой. Например: Спичечница «Лев», 1850-е — 1960-е.
Встретились нам и абсолютно две одинаковых фарфоровых избушки, расположенных в противоположных углах зала. При этом заводы и датировки, судя по описанию, разные.
В итоге, 90% музейного собрания можно считать отпрыском массового, низкокачественного и даже не во всех случаях клейменого фарфорового производства, лучшее место для которого — старые антресоли.
☠️ Бонусом (в виде списка):
— Заламинированные описания стопочкой в углу;
— Частичное отсутствие атрибуции предметов: догадайся чье это и зачем здесь находится;
— Отсутствие вкуса у дизайнера/проектировщика (могу ошибаться в названии профессии), утвердившего цвет некоторых стен, мебель, лестничные перила, плитку
— Отсутствие концепции. Повторюсь, вся экспозиция — большой и дешевый сувенирный магазин;
— Нелогичное расположение кассы и магазина на втором этаже, при открытом (для купивших билет) зале на первом;
— Музей предназначен только для русскоязычных туристов;
— Входная плата в размере 300 рублей. Друзья, 300 рублей берут за посещение Эрмитажа и Главного Штаба вместе взятых. Конечно, там и поток колоссальный, но для фарфорового магазина 300 рублей — много. Лучше еще раз сходить в соседний Художественный.
Спасибо, что кураторы прочли мой пост. Их ответы были таковы.
Орлова Анна, директор музея:
«Спасибо за грамотный комментарий специалиста во всех областях — архитектуре, фарфоре, реставрации федеральных памятников, количестве изразцов, концепциях построения музейных экспозиций, расположения касс и гардеробов, а так же умеющего себя адекватно вести в музейном пространстве.»
Ирина Плишина:
«Я передам твои претензии музейщикам, так как сейчас работаю с ними. Хотя, конечно, вряд ли они заслуживают такого разгрома, или порции яда, ну или щелчков по носу, не знаю, как точнее определить. Мне кажется, ты все же несколько неверно оцениваешь музейный жанр, подходя к нему с мерками большого госмузея со столетними коллекциями, большим штатом и научной работой.
Поставить себя образчиком высокого вкуса всегда есть соблазн. Не стоит ему поддаваться. Вещи, конечно, отражают весьма специфичную культуру, чуждую многим, но у нее есть свое место в истории искусства. Клеймить же музей частной коллекции за то, что коллекционер «не то» коллекционировал — несколько высокомерно и, прости, нелепо.
Коллекция, тем не менее, профессионалами ценится высоко, особенно в части продукции Гарднера и Кузнецова. Серьезные музейщики — такие, как
Далее к вопросу показа: желанием коллекционера было показывать всю коллекцию, и такой принцип экспонирования вполне уместен в частных собраниях, но в финальной версии экспозиции есть и отбор предметов, и систематизация. Не говоря уже о том, что, естественно, коллекции не всеобъемлющи и иногда больше говорят о коллекционере, чем о чём-либо еще. Что касается повторов — их экспонирование имеет смысл, поскольку экспонируются предметы массового производства, а главное — есть еще такая история, как «фарфоровый театр»: фактически, ретроспективный приницип экспозиции, существовавший во времена бытования вещей. Да, он не научен, он театрален, но экспозиции по-разному можно строить. Я при возможности порасспрошу Татьяну Витольдовну об экспозиции, возможно, что-то еще смогу добавить, я еще недостаточно в теме.
Далее. Орлов уже умер, к вопросу о скромности или нескромности. То, что ты не знаешь, кто это, не отменяет того факта, что этот человек на собственные деньги выкупает разрушающийся памятник федерального масштаба, и 4,5 года ЦЕЛИКОМ НА ЧАСТНЫЕ ДЕНЬГИ идет его реставрация. При постоянных проверках и согласованиях Минкульта (памятник федеральный). Возможно, не все эстетические решения были правильными, но результат таков, каков есть. Оснащен музей очень серьезно — в плане доступной среды для инвалидов, современного оборудования, витрин, систем охраны, в целом заботы о посетителе.
Возвращаясь к покойному Орлову, человеком он был скромным достаточно, чтобы ты не знал его имени, при всем масштабе этой фигуры. Он, например, был основным меценатом при восстановлении Казанского монастыря. И вообще личность незаурядная. Поэтому потомки после его смерти, естественно, захотели увековечить память о нем, возможно, несколько неловко на твой взгляд, но со всем почтением.
Что касается измерения билетов Эрмитажем — должен ли музей, в сто раз меньше Эрмитажа, иметь входную плату в сто раз меньшую? Три рубля, отличная экономика. Это частная история, государственных денег там ноль рублей, ноль копеек. Люди с 2014-го года вкладывались в это здание, вкладываются в него и сейчас, и планируют дальше содержать; отбить и оправдать эти средства музей не сможет никогда, при каком угодно билете. Выставлять все так, что на тебе нажились жадные хапуги, очень несправедливо.
Короче, можно представить, что ты белыми перчатками отхлестал по морде неких зарвавшихся неграмотных безвкусных хапуг. А на самом деле ты на конюшне высекаешь людей, искренне делающих свое частное достояние общественным. Ряд претензий обоснован, а вот пренебрежение нельзя ничем обосновать. <…> Ты как раз сверху вниз судишь, а не как посетитель. Типа, щас ты тут всем покажешь, какие должны быть музеи. увлекшись, ты в сущности благое дело выставляешь в очень гадком свете. <…> Соглашусь и про этикетки, и про дальнейшую работу над экспозицией, и много еще чего впереди, музею месяц. просто самое явление тебе не интересно, это понятно, что вещи «девочковые», я и сама никогда вещами такого рода не увлекалась и не понимала. но это не значит, что надо сразу с водой ребенка выплескивать.
На самом деле получать отклик необходимо, и Слава говорит многие правильные вещи. То, что он недополучил информацию, важно узнать и исправить. Главное — отделить орг. претензии от личных вкусов — ну не нравится человеку фарфор, что ж тут теперь голову пеплом посыпать. Так что мнение доведено до создателей музея, то, что можно подправить, обязательно будет улучшено."
Я благодарю причастных к музею за подробные комментарии. Каким бы они не были. Ну, а принимать решение о посещении музея — за вами. Адрес музея: г. Ярославль, Волжская набережная, 15.
Всем дочитавшим до конца — спасибо! Хороших путешествий!